Что ждет рынок доставки еды

Прогноз и тренды ближайшего будущего
Что ждет рынок в ближайшие три месяца?
Какие перспективы на год и полгода?

На эти и другие вопросы отвечает наш сегодняшний гость
Андрей Билинский — руководитель агентства «Делай SMM», специалист по продвижению общепита.

Прогноз на ближайшее будущее

Давай построим какой-то прогноз. На твой взгляд, что будет происходить с рынком в ближайшие несколько месяцев, скажем 6–9 месяцев и на расстоянии одного-двух лет. Три перспективы.
— Мы говорим в текущих условиях, 30 марта 2022 года. Ближайшие пару месяцев, думаю, будут очень сильные качели: очень высокая инфляция и очень сильно пляшет курс доллара к рублю, рубля к доллару к евро и ко всему остальному. От этого очень многое меняется по закупкам оборудования и по закупке сырья.

За счет этого многие рестораны испытывают качели и несут убытки, но рано или поздно ситуация стабилизируется. У любого кризиса есть горячая фаза, средняя и дальнейшие стабильный рост и развитие.

Я могу это описать так: в ближайшие два месяца будут очень сильные потрясения, потому что очень сильная волатильность рынка и очень сильный эмоциональный фон людей. Он очень непонятен: кто-то держит деньги, кто-то уезжает, кто-то приезжает. Меняют локации, теряют работы, перспективы, куда-то вкладываются и так далее.

Очень большая неопределенность, поэтому этот период просто надо перетерпеть.

Среднесрочные перспективы рынка

— Следующий период — стабилизация рынка. В любом случае я всегда отношусь к кризисам положительно, потому что это время возможностей. Кто-то в предыдущий кризис ковидных ограничений сильно переработал меню, и теперь у него лучшая себестоимость на рынке, потому что в моменте ему пришлось это сделать. Он сделал это хорошо, и потребитель от этого не пострадал.
Сейчас то же самое. У меня очень много постов на стене, я пишу каждый день и доношу очень много мыслей. Самое забавное, что потом перечитываешь, и эти прогнозы сбываются. Многие почему-то не прислушиваются к ним, не знаю.
Очень много возможностей найма новых кадров, которые освободились в логистике, в администрировании, самих же поваров, которые уходят от брендов, которые просто ушли.

McDonald's просто закрылся, приостановил свою деятельность, а эти повара все равно должны где-то работать, они пойдут на какие-то производства. Это возможности выкупить и получить какие-то хорошие кадры. Также это возможность выйти на новые каналы продаж, о которых раньше не задумывались и которые не рассматривали. Мы Telegram полностью запускаем практически на всех проектах. Это время таких перспектив, когда необходимо пересмотреть бизнес модель и сделать ее более устойчивой. Это делается как раз в эти качели.

Средний период это в любом случае стабилизация рынка. Тут я ничего не могу сказать. Общепит как развивался, так и будет развиваться, он будет все больше укрепляться, потому что это одна из бессмертных ниш. Как люди ели, так они и будут есть. Плюс все равно растет диджитализация населения, у всех появляется интернет, все больше смартфонов, все больше пользовательского опыта накапливается при работе с приложениями и социальными сетями.
Люди в возрасте 50+ уже спокойно пользуются смартфонами, для них заказать онлайн это уже не такая проблема, я смотрю на своих родителей, на каких-то партнеров. Пять-семь лет назад это была для них очень большая проблема. Им нужно было позвонить. Сейчас уже всё, у них сформировался пользовательский опыт, они научились. Дедушки-бабушки пользуются смартфонами, посещают курсы и смотрят вебинары.

Что изменится в трендах

— Это все очень интересные тренды, которые говорят о том, что онлайн коммерция будет только укрепляться. Кто быстрее сюда зайдет, кто быстрее выкупит и сконвертирует аудиторию, зайдет в те же самые агрегаторы — тем проще будет укрепиться на растущем в перспективе рынке. Dark kitchen об этом говорят — они повсеместно развиваются.

У нас в Белгороде население около 450 тысяч человек, а доставок суши можно насчитать 100-150. Я не беру рестораны, я не беру пиццы и так далее, а у многих существует еще и по нескольку брендов.

Реально рынок очень емкий, его очень много: в месяц это несколько сотен миллионов рублей выручки на такой город, и кто переживет волатильность, кто укрепит свои позиции, тот будет пожинать плоды на этом рынке. Опять же, почему он будет пожинать плоды? Потому что каждый раз порог входа всё выше: дороже оборудование и сырье, меньше арендных мест, дороже реклама, потому что больше рекламодателей идут в эту сферу.

Буквально год назад мы говорили, что в нашем городе нужно было три месяца стабильно вкладывать хотя бы по 30 тысяч, то сейчас буквально месяц-два назад я бы сказал минимум 50, а сейчас я буду говорить, что вам нужно 70-80 тысяч, чтобы дойти до необходимого минимума, чтобы канал продаж сам себя обеспечивал и мог оправдать инвестиции в рекламу.
Чем дальше, тем сложнее будет вход. Поэтому кто останется на рынке, тот будет забирать свободные кадры, свободных потребителей и свободных клиентов.

Будет ли рынок расти

То есть ты видишь что рынок сейчас немного упал, потом будет какая-то небольшая стагнация, а дальше он будет опять расти. Может быть не теми темпами, которые были до этого, но все равно будет расти.
— Да. Я сравниваю с некоторыми рынками более развитых стран, в том числе Европы, США и т.д. Там, если спросить условно «назовите 5-7 топ компаний, которые есть на рынке», любой человек сможет назвать Domino's Pizza, Subway, Burger King, McDonald's и прочее.

Если подойти к человеку в России и попросить назвать топ-1 по роллам, то кто-нибудь назовет MYBOX. А топ-10? Назовет MYBOX, Sushi Master, ЁбиДоёби и все. Это говорит о том, что рынок очень свободен. Топ-3 компании по пицце. Это Додо Пицца, Domino's Pizza, Papa John's. Четвертый кто, пятый кто? Это огромная доля рынка.

Те компании, которые уже заняли свои ниши, все равно отличаются. У кого-то сервис, у кого-то качество. Это все равно разные параметры. Если на глобальном рынке нет десяти конкурентов в сфере, мы не говорим о небольших предпринимателях, то рынок общепита практически полностью свободен.
Занято 15-20 процентов от потенциально возможного по всей России. Глобально это гигантский рынок и те же самые агрегаторы молодцы, что входят. Топ-3 агрегатора я не буду называть в рамках того, чтоб не было конкуренции, но все всё прекрасно понимают.

Альтернатив не много: у кого из агрегаторов будут более выгодные условия, кто больше готов терпеть какие-то убытки, у кого более интересная модель, более интересные механики, тот и будет выигрывать. И, опять же, монополисты очень сильно проигрывают, потому что они очень неподвижные, они находятся не в рамках рынка и им очень сложно меняться. Поэтому новые молодые компании, в том числе компании, которые работают по системам учета, по оцифровке трафика, сведению этого всего, это очень большие перспективы очень глобальные рынки.
Что ждет рынок в ближайшем будущем?
Какой прогноз и что будет с трендами?
Смотрите фрагмент с ответами на
эти и другие вопросы в формате видео

Большое интервью Андрея Билинского по ссылке
Ответы на 15 важных вопросов о ресторанном бизнесе

Понравилось видео и статья?
Добавьте его на свою страницу в соцсетях, чтобы не потерять

Статья составлена на основе экспертных данных, собранных командой Академии Chibbis