Максимально эффективные курьеры

Как нагрузить курьера, чтобы его зарплата окупилась
Каких курьеров выбрать и как с ними работать?
Что выгоднее - свои курьеры или курьеры агрегатора?

На эти и другие вопросы отвечает наш сегодняшний гость
Антон Кушавин - эксперт по развитию доставок еды.

Когда стоит обращаться к агрегаторам

Я знаю, что ты достаточно много говоришь об агрегаторах. Что скажешь про курьеров агрегаторов? Насколько это хорошо или плохо, в каких случаях имеет смысл ими пользоваться?
— На текущий момент произошел качественный скачок: если ранее курьеры агрегаторов это были достаточно неясные ребята с которыми в ходе работы могло возникнуть большое количеством проблем, то сейчас ведется очень сильная работа. Качество курьеров выросло, и, чаще всего, это дешевле и удобней, чем держать их в штате.

Особенно если мы говорим про такие города как Москва, Питер, Екатеринбург, Ростов, Казань и прочие. Если это маленький город, где у вас есть хороший постоянный штат курьеров и где вы контролируете расходы, то вам, конечно же, удобнее работать со своими курьерами.

Чаще всего, если доставка занимает 15% в структуре затрат, которые накручивает агрегатор за доставку курьером, то это хорошо. Если показатель ниже, то пользоваться курьерами агрегаторов вам не выгодно. Если выше — однозначно обращайтесь к агрегаторам.
15% это порог?
— Да. Если у вас больше, то у вас явно есть какие-то проблемы и лучше переходить на работу с агрегаторами. При этом и Яндекс, и Delivery Club сейчас предоставляют сервис аренды своих курьеров: вы можете передавать им свои заказы, а они их доставят.
Там тоже 15%?
— Нет, там нет 15%, там есть определенный фикс, для каждой компании и каждого города он будет свой. Здесь нужно считать экономическую целесообразность. По сути сервис от Delivery Club и от Яндекса не имеет ничего общего с агрегатором, это больше сервис курьерской службы. Возможно, Chibbis тоже решит пойти в этом направлении, потому что это достаточно перспективно.
У нас есть курьеры в Архангельске. Сейчас мы обкатываем эту модель и планируем масштабировать ее на ряд городов. Пока что мы хотим понять, как там сводится экономика и оптимизируются процессы.
— Насколько я знаю, в первое время это очень дотационное направление. Фактически Delivery Club и Яндекс не окупают заказы, которые поступают от ресторанов. Мы сейчас говорим именно о доставочных сервисах.

Как нанимать курьеров выгодно

Там нужно быть аккуратными — все очень сильно зависит от плотности заказов. Курьеру нужно платить и за время, и за заказ, поэтому необходимо определенное количество заказов, чтобы это окупилось. Есть риск, что курьеры будут перегружены и снизятся качество и скорость доставки. Есть две границы, а между ними — маленькая зона извлечения прибыли.
Работа с курьерами это самая большая боль всех собственников, потому что курьеры чаще всего достаточно непостоянные и несобранные ребята, которые сегодня могут выйти на смену, а завтра — нет. Они любят пересматривать свою зарплатную мотивацию по нескольку раз в месяц, начинают просить различные компенсации, при этом никто не смотрит в обратном направлении: если бензин дешевеет — никто не пытается снизить себе мотивацию.
Мне кажется, последние несколько лет был дефицит курьеров: наши желто-зеленые коллеги скупали всех. Плюс есть Самокат, Яндекс. Лавка и прочие. После того, как ушел McDonald's, кажется, что стало немного свободней, и дефицит курьеров закончился.
— Дело в том, что дефицит курьеров возник задолго до того, как McDonald's решил развивать собственную доставку. McDonald's активно развивает ее с 2020 года, какие-то попытки у них были в 2019, а локально на рынок они зашли с 2018. При этом, дефицит курьеров во многих местах присутствует и сейчас, потому что главный конкурент курьера — таксист. Курьер может идти в такси и зарабатывать там немного больше, поэтому в курьеры обычно идут люди, которые не любят работать с другими людьми.
Это если мы говорим про автомобильных, есть же еще велокурьеры, самокаты и пешие.
Работа с велокурьерами, самокатами и пешими в маленьких городах практически не развита. Собственники по прежнему предпочитают иметь одного курьера с автомобилем вместо двоих с велосипедами. Экономически это более целесообразно, когда речь идет про небольшие города на 300-400 тысяч человек.

Почему это сделано? Потому что в маленьких городах зона доставки очень большая. Если в крупных городах вы можете ограничить ее 2-3 километрами, и ваши велокурьеры и пешие курьеры смогут оперативно доставлять и справляться, то в маленьких городах 10 км — минимум. Чаще всего берут 15 км, я знаю некоторые города, такие как Миасс, которые покрываются целиком. При этом, он очень вытянут, и возить на велосипеде там достаточно тяжело.

Как выстроить рабочий день курьера

У нас многие рестораны обычно делят свои зоны доставки на 2-3 части, и ближнюю зону обслуживают пешие и велокурьеры, а в дальней зоне высокая минималка, и экономика для автокурьера становится нормальной.
— Здесь есть проблема, потому что в малом кругу заказы чаще всего поступают крайне неравномерно. Вам приходится удерживать курьера, платя ему почасовую ставку, иначе он от вас попросту сбежит. Часть его мотивации это почасовая ставка, часть — за заказ. Если вы сможете выстроить работу с курьерами таким образом, что они будут выполнять какую-то дополнительную работу, то это будет выгодно и интересно.

Что я имею в виду: курьеры могут собирать коробки. Это нудное занятие, которое очень сильно отвлекает остальной персонал, но это могут делать курьеры, пока у них нет заказов. Без почасовой оплаты они это делать не будут. Если у вас модель с почасовой оплатой, то вам стоит заранее прописать те действия, которые они должны делать.

Я знаю несколько доставок, где курьеры выносят мусор, освобождая этим время для персонала. Кто-то дает курьерам задачу разносить листовки, что в большинстве своем максимально неэффективно, потому что курьер доносит их до ближайшей мусорки.

Может ли курьер увеличить прибыль

— Есть один лайфхак, как сделать так, чтобы курьер доносил листовку до адресата: мы делаем листовку и привязываем персональный промокод к конкретному курьеру.

Например: у нас есть курьер Василий, за ним промокод 010101. Мы делаем листовку и оставляем на ней пустое место, куда штампуем эти промокоды обычным штампом при необходимости. Он взял какое-то количество листовок, проштамповал и пошел раздавать. За каждый заказ по его промокоду в конце месяца даем ему бонус. Если раньше было достаточно 30 рублей за заказ, сейчас можно платить и 50 рублей.

Курьер идет отдавать заказ, заходит в помещение, раскидывает листовки по почтовым ящикам, встречает человека, которому передает заказ, и вручает листовку ему. Если это офис — рассказывает всем присутствующим про бонус.

В качестве УТП в разных регионах пробовали разное — нужно экспериментировать: есть места, где лучше идут подарки, а где-то лучше идут скидки. Можно сделать скидку 90% на пиццу или суши — на одну к новому заказу, либо дать какой-то подарок к новому заказу. Человек будет вынужден позвонить с нового номера телефона, либо воспользоваться телефоном родственника, либо что-то еще.

В этом случае на моем опыте один курьер может давать товарооборота от 16 до 50 тысяч по этой акции.
Каких курьеров выбрать и как с ними работать?
Что выгоднее - свои курьеры или курьеры агрегатора?
Смотрите фрагмент с ответами на
эти и другие вопросы в формате видео

Большое интервью Антона Кушавина по ссылке
Лайфхаки по развитию доставки еды: фишки, которые работают

Понравилось видео и статья?
Добавьте его на свою страницу в соцсетях, чтобы не потерять

Статья составлена на основе экспертных данных, собранных командой Академии Chibbis