Top.Mail.Ru

Как череда потрясений 2020-2022 повлияла на развитие российского фудтеха

За последние два года рынок доставки еды пережил немало потрясений, благодаря которым он изменился и продолжает меняться.
Кто-то воспринимет кризис как новые возможности для роста и только увеличивает свою прибыль, а у кого-то не получится удержать свои позиции.
Что ждет доставки еды в ближайшем будущем и как это отразится на каждом участнике рынка - от потребителя до агрегатора - обсуждаем в этой статье.

На 2020 год 55% рынка доставки еды приходилось на долю всего 5 игроков, что многие уже тогда считали признаком проблем в индустрии. И, по мнению Мстислава Воскресенского, управляющего партнера «Директфуд», ситуация продолжает ухудшаться: предприниматели сворачивают инициативы, доходы потребителей сокращаются, а цены растут.
Содержание:

Недавнее прошлое

Хоть во времена пандемии рынок стабильно рос, многие предприятия не приносили прибыли. К примеру, в 2020 году оборот «Сбермаркета» увеличился в 11 раз, но чистый убыток его операционной фирмы составил 5,5 млрд рублей.

На тот момент инвесторы были готовы вкладывать деньги в убыточные предприятия, но, как отмечал один из топ-менеджеров Delivery Club, после такой «раскачки» рынка в какой-то момент «всем [всё равно] захочется зарабатывать».
Доставкой продуктов питания занялось много новых компаний и маркетплейсов, которые не жалеют денег на привлечение новых клиентов, количество которых существенно выросло, и совершенно не думают о прибыльности.

Если раньше фирмы работали на разогрев рынка, то сейчас начнут бороться за доли рынка и меряться своим величием.
— Григорий Кунис, сооснователь и управляющий igooods, 2021

Реальность после начала «спецоперации»

24 февраля 2022 года все прогнозы пришлось пересмотреть.

По словам основателя доставки фермерских продуктов «Ешь Деревенское» Ильи Елпанова, события с тех пор можно разделить на два периода: «на шок, который продлился где-то до конца апреля, и на новую реальность, в которой [рынок] работает теперь».

Перестройка началась сразу же – в первые месяцы. Трафик на сайтах резко упал, часть сервисов значительно сократила зону покрытия, часть продала или вовсе закрыла убыточные направления. Многие подняли цену доставки, а кто не желал акцентировать на этом внимание - увеличил средний чек, дав цене доставки «раствориться» в более весомой стоимости заказа.

Некоторые выбрали третий путь, начав экономить на курьерах, увеличив время доставки, но не подняв стоимость.

Рестораторы и агрегаторы

По мнению Chibbis, партнёрство с агрегаторами позволило ресторанам увеличить прибыль: они выступили в роли дополнительного маркетингового канала и помогли не тратить силы и время на отладку доставки.
Собственная доставка экономически выгоднее для заведения при определенных оборотах и отлаженных процессах. Но на эти самые обороты может выйти один ресторан из десяти. А отладить процессы — и того меньше.
— Cергей Крючков, Chibbis
Тем не менее, по словам гендиректора сети «Воккер» Антона Красулина, выиграли от такого сотрудничества только ключевые бренды с особыми договоренностями. К примеру, бывший сотрудник Delivery Club рассказывал, что за каждым клиентом вроде McDonald's и Domino's Pizza закрепляли сотрудника, а комиссия составляла всего 10%.

Что ждет рынок в ближайшем будущем

Большинство опрошенных считают, что перемены затронут в основном независимые сервисы, но это, в конечном итоге, пойдет им на пользу и поможет многим выйти на самоокупаемость.
На мой взгляд, у собственных онлайн-сервисов ритейла за счёт высокой закупочной силы и огромной клиентской базы есть большой запас прочности, который они пока не реализуют, боясь срезать спрос и рост продаж. Если они введут платную доставку на уровне реальных расходов на логистику, то придут в хорошую форму и будут самоокупаемы.
— Григорий Кунис, igooods
Во «Вкусвилл», к примеру, заявляют, что их сервис доставки уже вышел на самоокупаемость за счет высокого среднего чека, сборки заказов силами продавцов и достаточно высокой маржинальности товаров.

По мнению Мстислава Воскресенского, тяжелее всего в новых реалиях придется экспресс-доставкам – устойчивую модель намного проще построить в закупках с крупным средним чеком.
Игроки будут развивать модели, которые позволят им расти с положительной экономикой. Это необязательно большая закупка впрок, но с высокой долей вероятности это не будет бесплатная доставка за 15 минут. Мы ожидаем, что средний чек по-прежнему будет расти.
— «Магнит», сеть розничных магазинов

Останется ли доставка доступной

Без сомнений, рынок доставки еды будет существовать и дальше – привычка уже сформирована. Вопрос в том, останется ли она такой же доступной?

Потребители могут принять отмену экспресс-доставки и ухудшение ассортимента, но вряд ли оценят увеличение сроков, а фокус внимания, вероятно, сместится с приветливых курьеров на промоакции и скидки.

Сервисы, скорее всего, попытаются спрятать цену доставки в стоимости самих продуктов.
Дорогая доставка снижает конверсию и рискует отпугнуть потребителей, зато повышает средний чек, потому что покупатель соотносит расходы на доставку с корзиной в деньгах — за сколько я везу каждую тысячу рублей товаров.

Структура спроса будет определять структуру ассортимента доставки, но сама доставка продуктов будет расти. Возможно, меняться по ходу развития рынка, но расти
Илья Салтанов, бывший топ-менеджер «Пятёрочки» и «Яндекс Лавки»
Рынок доставки еды продолжает меняться. В городах с огромным спросом ситуация не изменится так сильно, как это произойдет в регионах. Но и региональным ресторанам паниковать не стоит - рынок не перевернется с ног на голову, люди по-прежнему будут заказывать доставку еды, потому что это уже стало привычкой.
Бизнесы, которые найдут способы быстро подстроиться под новую реальность, будут расти и конкурировать между собой.
Используйте все возможности для роста, вовремя меняйте бизнес-процессы под новые условия - и вы успешно переживете любой кризис.

Понравилась статья?
Добавьте ее на свою страницу в соцсетях, чтобы не потерять

  • Статья составлена на основе экспертных данных, собранных командой Академии Chibbis