Top.Mail.Ru
Новости

Оказываясь в «Светофоре» в России, с трудом верится, что эта сеть “магазинов для бедных”

Оказываясь в «Светофоре» в России, с трудом верится, что эта сеть “магазинов для бедных” с коробками на полу составляет серьезную конкуренцию таким гигантам, как «Ашан», Мetro или «О’КЕЙ», внутри которых тебя встречают яркие рекламные баннеры, удобная навигация и более-менее аккуратные полки с товарами. Несмотря на это, по итогам 2020 года «Светофор» стал самым быстрорастущим ритейлером России, увеличив выручку по оценкам специалистов почти на 40%. Теперь «Светофор» планирует покорить рынок США: ритейлер уже разместил вакансии на LinkedIn. Как ему это удается?

«Светофор» развивает дискаунтеры Mere в Европе с 2018 года. Первый дискаунтер появился в Румынии, затем в 2019 - в Германии, в 2020 - в Литве и Польше, 2021 — в Сербии, Италии, Испании. За последние 2 года «Светофор» — не единственный крупный российский FMCG ритейлер, открывающий торговые объекты в Европе. В мае 2020 года «ВкусВилл» открыл магазин в Амстердаме, в июле 2021 был открыт в тестовом режиме даркстор «Яндекс.Лавки» под брендом Yango Deli в Лондоне. Конечно, все концепции кардинально разные.

Если главное преимущество Mere, очевидно, в ценах, то со «ВкусВиллом» и Yango Deli все сложнее. Магазины с натуральными фермерскими продуктами и разные экспресс-доставки в Европе присутствуют в избытке, поэтому там коллеги превращаются из лидеров рынка в локальных ритейлеров, о которых никто не знает, но с сервисом на уровне (и широкой русской душой!). Если же говорить о великих и ужасных европейских сетях дискаунтеров Aldi и Lidl, то Mere здесь выделяется, так как эпоха паллет с товаром на полу ими уже пройдена и дискаунтерам удается сохранять баланс комфорта потребителя и хорошего сервиса с достаточно низкими ценами. Другой вопрос, готовы ли европейские потребители пренебречь комфортом, качеством товара, чтобы купить продукты еще на 20% дешевле? В Германии Mere предсказывали быструю кончину, но несмотря на это сеть работает, значит ответ на вышестоящий вопрос пока что утвердительный. Сработает ли такая стратегия в США?

Предугадать стратегию «Светофора», как и Mere, тяжело, так как сеть максимально закрытая, никогда не рассказывает об успехах и планах, не публикует интервью и не покупает рекламу. Скорее всего, чтобы выжить, рано или поздно сеть начнет вводить что-то новое. Готовность к переменам «Светофор» показал, открыв интернет-магазин в конце 2020 года в России, а также в СМИ появлялись сообщения о том, что сеть занимается развитием логистического бизнеса с целью объединить и еще больше удешевить поставки (сейчас у нее децентрализованная структура).

Оценивая потенциальных конкурентов сети В США, выделяются так называемые “сети складов самообслуживания клубного типа” (Costco; Sam’s Club, управляемый Walmart; BJ's Wholesale Club и др.). С этой точки зрения конкуренция для Mere в США представляется более серьёзной, чем в Европе. В 2013 году уже не выдержал конкуренции проект X5 Group — Okey-Dokey. 11 дискаунтеров проработали менее года. За 8 лет изменилось многое, может быть, теперь и у российского ритейлера получится успешно реализовать проект в США.
Новости мира доставки еды